- Как стать машинистом и сколько он зарабатывает в Москве
- Сколько зарабатывает машинист в Санкт-Петербурге
- Зарплата машинистов в других странах мира
- Кратко о профессии
- Требования к специалисту
- Где учиться
- Где найти вакансии метрополитена Москвы
- Требования к кандидатам
- Наличие образования
- Опыт работы
- Прохождение медицинской комиссии
- Высокооплачиваемые профессии (более 70 000 рублей)
- Заработная плата 50 000 – 70 000 рублей
- Менее 50 000 рублей
- Плюсы и минусы работы в метрополитене
- Плюсы
- Минусы
- Категории (классы) машинистов
- Составляющие заработка
- Социальные преимущества профессии
- Заключение
Управлять поездами в московском метро 🚇 — это не только достойно оплачиваемая специальность. Ее представители имеют право выйти на пенсию в 55 лет. 🚝 Желающих пройти обучение много, но получить должность не так просто. ❗ Редакция выяснила и причины высокой конкуренции, 📃 и сколько получает машинист метро в Москве.
Как стать машинистом и сколько он зарабатывает в Москве
В России, и в столице страны в частности, чтобы стать машинистом надо иметь образование не ниже среднего или среднего специального (11 классов, техникум, колледж и пр.). Предварительно будущие специалисты подвижного состава в Московском метро должны пройти обучение 6,5 месяцев в учебно-производственном центре. Интересный факт: в столице на эту должность с января 2021 года женщины тоже принимаются. Естественно, после соответствующего отбора и учебы. Возраст соискателей – 18-35 лет. В Москве прием на обучение и работу машинистом производится следующим образом:
- Обращение в специализированный центр по подбору персонала на столичном транспорте.
- Расширенная медицинская комиссия и психологический отбор.
- Обучение с 9:00 до 16:20 пять дней в неделю. Официально – 6,5 месяцев, но по факту – около девяти. Стипендия отобранных кандидатов составляет 30 000 рублей.
- Стажировка и выпускные экзамены (всего 8 дисциплин).
Обучение бесплатное, однако за получение некоторых медсправок придется заплатить. Затраты возвращаются тем, кого примут на работу, поэтому квитанции надо сохранять. Так как в сегодня в Московском метрополитене пассажиров перевозят 5 типов поездов, обучающимся на выбор предлагается 3 программы (управление некоторыми практически идентичны, поэтому программ меньше). Из 100 поступивших на обучение машинистами становятся 15-20 человек.
Зарплата машиниста зависит от нескольких факторов: квалификации, стажа, штрафных санкций, загруженности (стандартная схема – 36 часов в неделю, но практически все перерабатывают). Зарплата только обучившегося машиниста в Москве – от 70 000 рублей.
Надбавки:
- за вечернюю смену – 20%;
- за ночную – от 40%;
- за переработку – надбавка формируется в зависимости от количества часов (перерабатывать более 24 часов в месяц или 120 в год – запрещено).
- 13 зарплата.
Опытный машинист со стажем от 10 лет в Москве зарабатывает не менее 100-110 тысяч рублей. Кроме того, у всех машинистов метрополитена много социальных льгот: бесплатный проезд на московском транспорте и по железной дороге (с ограничениями).
Сколько зарабатывает машинист в Санкт-Петербурге
Как это не странно, но в Северной столице зарплаты в метрополитене намного меньше, и это при том, что условия труда, вредность, ответственность и пр. ничем не отличаются от московских. Обучение проходит по схожей программе, но базовое время учебы – 7 месяцев. Надбавки за стаж и переработку –похожи на столичные.
Условия:
- стипендия – до 15 584 рублей в месяц первые 3,5 месяца обучения;
- производственная практика (3,5 месяца) – зарплата, как у помощника машиниста (до 48 000 рублей);
- после приема на должность машиниста – заработная плата от 61 900 рублей;
- средняя зарплата машиниста в метрополитене Санкт-Петербурга – 65-75 тыс. рублей.
В городе на Неве машинистам метро тоже предоставляются социальные льготы, премии, 13 зарплата.
Зарплата машинистов в других странах мира
Труд работников подвижного состава метрополитена в других странах оценивается выше (зарплата приведена за год):
- США – 79-96 тыс. долларов;
- Великобритания – 45-60 тыс. фунтов (60-80 тыс. долларов);
- Германия – 21,5-43 тыс. евро (24-48,5 тыс. долларов) до вычета налогов.
В других государствах зарплаты машинистов метро немного ниже.
Кратко о профессии
Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.
Требования к специалисту
Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.
Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:
- сужение поля зрения;
- аномалии цветовосприятия;
- плохая адаптация к свету в темноте;
- низкая острота зрения или слуха;
- сердечно-сосудистые заболевания;
- варикозная болезнь;
- эмоциональная неустойчивость.
Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.
Где учиться
Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:
- Колледж железнодорожного и городского транспорта.
- Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.
Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.
После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.
Во время обучения учащимся платят стипендию — 23 600 тыс. рублей чистыми.
По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.
В метрополитене работают в три смены: утренняя, дневная, ночная. Машинисты первых и последних поездов ночуют в комнатах отдыха на конечных станциях. Смена длится максимум 6–7 часов. Разрыв между сменами — не менее 12 часов. В месяц официально должно быть 5–6 выходных.
Где найти вакансии метрополитена Москвы
Вакансии Московского метрополитена легко найти:
- На сайте job.mosmetro.ru доступны все имеющиеся вакансии с подробным описанием и требованиями к кандидатам. Есть возможность отправить своё резюме.
- На сайтах по поиску работы, например на superjob.ru доступны более 400 вакансий Московского метрополитена.
- Можно лично обратиться в один из центров по подбору персонала: м. Выставочная, 2 ярус или м. Нагорная, ул. Криворожская, д.6, стр.1. Там вы получите информацию об имеющихся вакансиях, заполните анкету. Потом вас должны пригласить на собеседование.
- Существует студенческий отряд, где студенты ВУЗов могут пройти практику с последующим трудоустройством.
Требования к кандидатам
Требования к кандидатам зависят от профессии трудоустройства.
Почти во всех случаях необходимо:
Наличие образования
- Для работников клинингового центра, водителя автобуса, машиниста электропоезда, контролёра-кассира, монтера пути, грузчиков, требуется образование не ниже основного или среднего общего.
- Для электромонтеров, слесарей-электриков, маляров, монтажников, медицинских работников – не ниже среднего профессионального.
- Для бухгалтеров, инженеров, специалистов контроля качества, дизайнеров-проектировщиков необходимо высшее образование.
Опыт работы
- Для некоторых профессий опыт не обязателен (уборщики, вахтеры и прочие).
- Для трудоустройства машинистом электропоезда, инспектором службы безопасности, дежурным по станции нужно предварительно пройти обучение в Корпоративном университете в течение 5-6 месяцев.
- Для остальных профессий требуемый опыт работы разный, в основном от 1 года.
Прохождение медицинской комиссии
- Требуется почти для всех работников, кроме офисных: бухгалтер, ведущий инженер, диспетчер и другие.
- Заработная плата работников Московского метрополитена
- Заработная плата конечно же зависит от профессии и усердия работника. В метрополитене часто проходят проверки качества работы сотрудников, накладываются штрафы.
Высокооплачиваемые профессии (более 70 000 рублей)
- ведущий бухгалтер;
- машинист электропоезда;
- инженеры;
- водитель автомобиля категории D;
- специалист отдела контроля качества;
- ведущий специалист технического отдела;
- врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;
- редактор чат-бота.
Заработная плата 50 000 – 70 000 рублей
- электромонтеров по ремонту и обслуживанию оборудования;
- плиточников-облицовщиков;
- электросварщиков;
- слесарей-электриков;
- инженеров по охране окружающей среды;
- токарей;
- дежурных по станции;
- мастера клинингового центра;
- инженера-метролога;
- специалиста по подбору персонала;
- водителей автобусов, автомобиля категории В;
- дежурного по станции.
Менее 50 000 рублей
- электромеханики;
- специалисты по работе с пассажирами;
- грузчики;
- инспекторы досмотровой зоны;
- контролеры – кассиры;
- мастер-контролер технического состояния транспортных средств;
- уборщики;
- делопроизводитель;
- слесарь по контрольно-измерительным приборам;
- фельдшеры;
- курьеры и другие;
Плюсы и минусы работы в метрополитене
Плюсы
- Стабильная работа и заработная плата.
- Полный социальный пакет.
- Возможность работать рядом с домом.
- Бесплатный проезд в метро.
- Для некоторых профессий возможность карьерного роста.
- Профессиональные и творческие конкурсы.
- Наличие корпоративной жизни: есть хор, клуб коллекционеров, совет ветеранов, молодежи, проводятся спортивные мероприятия.
- Возможность пройти обучение для работы.
- Льготный отдых в оздоровительных учреждениях метрополитена.
- Возможность трудоустройства для людей с ограниченными возможностями.
Минусы
- Работа под землёй без солнечного света.
- Сильный шум и пыль.
- При необходимости работника могут отправить работать на другой конец Москвы.
- Постоянные проверки качества работы для некоторых должностей.
- Работа в ночное время (для сотрудников, обслуживающих пути).
Категории (классы) машинистов
Существует три класса квалификации, которые влияют на зарплаты.
- Третья категория — это молодые специалисты, отработавшие на должности помощника машиниста более двух лет. Сотрудники подвижного состава третьей категории самостоятельно управляют электропоездом или маневровым локомотивом.
- Специалисты второго класса проработали по третьей категории не менее двух лет. Вне метрополитена такой специалист может управлять пассажирскими и пригородными составами.
- В первую категорию входят сотрудники подвижного состава, со стажем работы машинистами предыдущего класса более четырех лет. Специалисты первой категории перевозят людей на длинные дистанции и по сложным маршрутам.
Составляющие заработка
Зарплата состоит из базовой части (за отработанные часы) и доплат. Согласно нормативам, машинист должен работать 36 часов в неделю (по 6 часов в день). Но из-за недостатка кадров рабочий день часто увеличивается до 8 часов. Это существенно влияет на зарплату, но негативно сказывается на здоровье.
Работникам подвижного состава начисляют надбавки по следующим показателям:
- работа в вечернее время (+ 20 % от часовой тарифной ставки), разделенная смена (+ 30 %), ночное время (+ 40 %);
- уровень квалификации;
- количество лет выслуги.
Дополнительно выплачиваются премии, 13-я зарплата, единовременное денежное поощрение к отпуску.
На поездах есть РПДП — прибор, который считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует нарушения по вине машиниста. После расшифровки водителю состава списывают зарплату.
Социальные преимущества профессии
Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:
- дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
- бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
- бесплатный проезд в метро;
- образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
- медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
- обеспечение спецодеждой;
- отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.
Дни отпуска нельзя заменить на денежную компенсацию, потому что работа машиниста вредит здоровью.
Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.
Заключение
Сложная и ответственная работа машиниста метро плохо сказывается на здоровье. Но есть и преимущества: такие специалисты могут быть уверены в том, что после обучения получат хорошую работу с достойной зарплатой. Текучки кадров в метрополитене нет, так что работа стабильная, с социальными льготами и высоким (но ограниченным, если не расти до руководящих должностей) уровнем оплаты.