Национальная оценка рисков финансирования терроризма

СОДЕРЖАНИЕ

4 Введение 16 Уязвимости
5 Методика НОР ФТ 16 Возможности для снижения риска
10 Основные угрозы и этапы финансирования терроризма 17 Перемещение средств с использованием

банковских счетов и банковских карт

11 Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма 17 Оценка рейтинга риска
17 Уязвимости
11 Финансирование из законных источников 17 Возможности для снижения риска
11 Оценка рейтинга риска 17 Меры, принимаемые в Российской Федерации по управлению риском
12 Уязвимости
17 Перемещение средств с использованием

операций с денежными средствами без открытия банковских счетов

12 Возможности для снижения риска
12 Меры, принимаемые в Российской Федерации по управлению риском
17 Оценка рейтинга риска
12 Привлечение средств в сети Интернет 18 Уязвимости
12 Оценка рейтинга риска 18 Возможности для снижения риска
13 Уязвимости 18 Перемещение средств с использованием нерегулируемых субъектов
13 Возможности для снижения риска
13 Меры, принимаемые в Российской Федерации по управлению риском 18 Оценка рейтинга риска
18 Уязвимости
13 Незаконные способы привлечения средств 18 Возможности для снижения риска
13 Оценка рейтинга риска 19 Меры, принимаемые в Российской Федерации по управлению риском
14 Уязвимости
14 Меры, принимаемые в Российской Федерации по управлению риском 19 Перемещение средств с использованием

некредитных финансовых организаций и нефинансовых предприятий

и профессий

14 Привлечение средств с использованием некоммерческих организаций
14 Оценка рейтинга риска 19 Оценка рейтинга риска
19 Уязвимости
15 Уязвимости
15 Возможности для снижения риска 19 Возможности для снижения риска
20 Использование средств, предназначенных

для финансирования терроризма

15 Меры, принимаемые в Российской Федерации по управлению риском
16 Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма 20 Оценка рейтинга риска
21 Уязвимости
16 Перемещение средств с использованием наличных 21 Возможности для снижения риска
22 Заключение
16 Оценка рейтинга риска

2017–2018 | ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ 3

Российская (национальная) система проти- водействия финансированию терроризма (далее – НС ПФТ) способствует укреплению национальной безопасности и стабильности финансового сектора. В связи с имеющейся террористической угрозой, с которой стал- кивается все мировое сообщество, необхо- димость глубокого понимания факторов, об- уславливающих наличие и возникновение в государстве случаев финансирования терро- ризма (далее – ФТ), выходит на первое место. При этом, ввиду ограниченности ресурсов, находящихся в распоряжении НС ПФТ, их рас- ходование и распределение должны быть на- правлены на минимизацию ключевых рисков.

ВВЕДЕНИЕ

В этой связи назрела необходимость прове- дения данной национальной оценки рисков финансирования терроризма (далее – НОР ФТ), позволяющей выявить те направления противоправной финансовой деятельности,

которым следует уделять первостепенное внимание, а также определить наиболее уяз- вимые места НС ПФТ.

НОР ФТ проведена Росфинмониторингом с привлечением своих межрегиональных управлений и иных участников НС ПФТ, в том числе 7 органов государственной вла- сти Российской Федерации, Банка России и 22 организаций частного сектора, являю- щихся субъектами первичного финансового мониторинга, что позволило сделать раз- носторонний анализ существующей ситуа- ции в сфере противодействия ФТ в Россий- ской Федерации.

Результаты НОР ФТ будут рекомендованы для учета в правоприменительной практике при выборе конкретных мер минимизации определенных рисков ФТ и при распределе- нии ресурсов на всех уровнях НС ПФТ.

4 НАЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

НОР ФТ предоставит возможность в опре- деленной последовательности и оператив- но принимать необходимые управленческие решения в отношении угроз, уязвимых мест и в целом рисков ФТ, что позволит повысить эффективность противодействия ФТ в Рос- сийской Федерации.

МЕТОДИКА НОР ФТ

Целью НОР ФТ является определение наиболее рискованных методов

и инструментов, применяемых террористами либо террористическими группами1 в Российской Федерации

с целью привлечения, перемещения или использования средств2 на преступные цели. В задачи НОР ФТ равным образом входит исследование существующих угроз, уязвимых мест в НС ПФТ и возникающих при этом рисков ФТ, понимание происходящих в данной системе процессов, а также

определение потенциальных инициатив для ее развития.

Оценка рисков производится в соответствии с этапами процесса финансирования терро- ризма, через которые определяются спосо- бы привлечения, перемещения или исполь- зования средств.

1 Под террористическими группами в настоящем документе понимаются террористические организации, террористические сообщества, иные организованные группы (преступные сообщества), незаконные вооруженные формирования, созданные или создаваемые для совершения пре- ступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также иные лица, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористи- ческой деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

2 Под средствами в настоящем документе понимаются любые активы, включая финансовые активы, экономические ресурсы, имущество любого вида, материальное или нематериальное, движимое или недвижимое, неважно как приобретенное, и правовые документы или инструменты в лю- бой форме, в том числе электронной или цифровой, предоставляющие право или долю в таком имуществе или иных активах. Средства включают, в частности, наличные денежные средства и денежные инструменты (дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, кото- рому осуществляется такая выплата).

2017–2018 | ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ 5

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА

ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ Начальный этап процесса ФТ, основной целью которого являет- ся привлечение средств как из законных (примеры: частные по- жертвования, сбор через НКО, бизнес и т.д.), так и из незакон- ных (примеры: доходы от преступной деятельности, контрабанда и т.д.) источников.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ Технический этап процесса ФТ, основной целью которого является задействование законных и/или незаконных механизмов по переме- щению террористических средств (примеры: переводы денежных средств через банки, перевозка наличных денежных средств и т.д.).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ Заключительный этап процесса ФТ, основной целью которого яв- ляется использование средств для обеспечения всех видов дея- тельности, осуществляемых террористами либо террористиче- скими группами (примеры: проведение террористических актов, пропаганда и вербовка, обучение и подготовка и т.д.).

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ НОР ФТ

УГРОЗА

Для выявления угрозы необходимо ответить на два вопроса:

«кто?» и «как?». В случае с ФТ ответом на вопрос «кто?» является лицо или группа лиц, имеющих потенциал нанести вред государству, обществу, экономике и т.д. При этом необходимо учитывать, что лицо или группа лиц могут быть как известными (например, включены в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень), или иные санкционные списки), так и неустановленными лицами или группами лиц.

Ответом на вопрос «как?» будут являться способы привлечения, перемещения или использования средств.

Угроза оценивается на основании следующих факторов:

  • вероятность существования террористов либо террористических групп, использующих способ;
  • умение террористов либо террористических групп использовать способ (пример: наличие необходимых специалистов);
  • статистика использования способа террористами либо террористическими группами.

6

УЯЗВИМОСТЬ

ПОСЛЕДСТВИЕ

Для определения уязвимости необходимо ответить на вопрос, почему террористы либо террористические группы используют данный способ.

Ответом будет являться совокупность доступности и видимости способов привлечения, перемещения или использования средств, при которой ими можно воспользоваться для реализации угрозы.

При этом:

  • доступность способа – удобство и легкость использования способа для целей ФТ;
  • видимость способа для участников НС ПФТ – насколько способ урегулирован национальным законодательством или поддается иным мерам воздействия, в том числе выявлению при осуществлении оперативных мероприятий.

Последствием ФТ является ответ на вопрос «к чему приведет?», а именно – непосредственно террористическое проявление.

Учитывая данный факт, считаем, что последствие – это постоянная величина, основанная на оценке потенциала для привлечения и перемещения средств:

  • для оперативных целей – использование средств для непосредственного осуществления конкретного террористического проявления (примеры: теракт, перемещение боевиков и подготовка атаки);
  • для организационных целей – использование средств для обеспечения нужд и содержания террористической группы (примеры: вербовка, обучение, содержание тренировочных лагерей, радикальных центров).
Рассматривается в качестве функции трех факторов: угрозы, уязвимости и последствия в следующей формулировке:
  • вероятность применения террористами либо террористическими группами способа привлечения, перемещения или использования денежных средств ввиду ряда обстоятельств (доступности и

РИСК видимости), что приводит к террористическим проявлениям.

Приоритетность – это оценка очередности принятия мер по управлению риском в отношении ко времени.

Риски, в отношении которых необходимо в кратчайший срок принимать меры по их минимизации, относятся к группе рисков высокого уровня.

Риски, состояние которых необходимо контролировать и при необходи- мости принимать сдерживающие меры, относятся к группе

ПРИОРИТЕТНОСТЬ рисков среднего уровня.

Риски, которые потенциально могут развиться и потому необходимо на- чинать работу по их минимизации, относятся к группе рисков низкого уровня.

7

Таблица 1: МАТРИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЯ УГРОЗЫ

КОРРЕЛЯЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПОСОБА С ВЫЯВЛЕННЫМИ ЛИЦАМИ
ЧАСТОТА ВЫЯВЛЕНИЯ Низкая Средняя Высокая
Высокая СРЕДНЯЯ ВЫСОКАЯ ВЫСОКАЯ
Средняя НИЗКАЯ СРЕДНЯЯ ВЫСОКАЯ
Низкая НИЗКАЯ СРЕДНЯЯ СРЕДНЯЯ
ОТЧЕТ ОБ УРОВНЕ УГРОЗЫ
ВЫСОКАЯ Террористы либо террористические группы с высокой долей вероятности используют способ для целей ФТ на регулярной основе.
СРЕДНЯЯ Террористы либо террористические группы вероятно используют способ для целей ФТ.
НИЗКАЯ Террористы либо террористические группы с низкой долей вероятности используют способ для целей ФТ.

Таблица 2: МАТРИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЯ УЯЗВИМОСТИ

ДОСТУПНОСТЬ
ВИДИМОСТЬ Низкая Средняя Высокая
Высокая МЕНЕЕ УЯЗВИМА МЕНЕЕ УЯЗВИМА УЯЗВИМА
Средняя МЕНЕЕ УЯЗВИМА УЯЗВИМА БОЛЕЕ УЯЗВИМА
Низкая УЯЗВИМА УЯЗВИМА БОЛЕЕ УЯЗВИМА
ОТЧЕТ ОБ УРОВНЕ УЯЗВИМОСТИ
БОЛЕЕ УЯЗВИМА Способ используется террористами либо террористическими группами для целей ФТ в связи с высоким уровнем доступности и средней либо низкой видимостью.
УЯЗВИМА Способ может быть использован террористами либо террористическими группами для целей ФТ в связи с определенным уровнем совокупности доступности и видимости.
МЕНЕЕ УЯЗВИМА Террористы либо террористические группы практически не могут использовать способ для целей ФТ в связи с необходимым уровнем совокупности видимости и доступности.

8

Таблица 3: МАТРИЦА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РИСКОВ

УГРОЗА
УЯЗВИМОСТЬ Низкая Средняя Высокая
Более уязвима СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ ВЫСОКИЙ
Уязвима НИЗКИЙ СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
Менее уязвима НИЗКИЙ НИЗКИЙ СРЕДНИЙ
ОТЧЕТ ОБ УРОВНЕ РИСКА
ВЫСОКИЙ Риск является ключевым и требует пристального внимания.

Способ очень привлекателен для целей ФТ. Имеются признаки привлечения или перемещения средств, приводящие к значительным последствиям (примеры: планирование атак, поддержка и финансирование иностранных боевиков-террористов, скупка оружия и взрывчатых веществ, разжигание конфликтов и т.д.).

СРЕДНИЙ Риск умеренный, при этом может требовать повышенного внимания и дальнейшей проработки. Способ может представлять интерес для террористов либо террористических групп. Имеются признаки привлечения или перемещения средств для целей ФТ.
НИЗКИЙ Риск допустим, но требует тщательного отслеживания, в том числе может являться потенциальным. Способ может быть привлекателен для террористов либо террористических групп. Отсутствуют либо имеются

единичные проявления признаков привлечения или перемещения средств для целей ФТ в незначительном объеме.

9

В Российской Федерации основная угроза терроризма исходит от следующих типов тер- рористов либо террористических групп, ко- торые применяют или могут применить один из способов привлечения, перемещения или использования средств для целей ФТ:

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ И ЭТАПЫ

ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

  1. вооруженные бандформирования, действующие на Северном Кавказе;
  2. ячейки международных террористических организаций на территории страны;
  3. российские граждане, выезжающие

в зоны с повышенной террористической активностью с целью присоединения

к международным террористическим организациям, а также возвращающиеся из указанных зон;

  1. иностранные граждане, выезжающие

в зоны с повышенной террористической активностью с целью присоединения

к международным террористическим организациям, а также возвращающиеся из указанных зон и использующие территорию Российской Федерации

в качестве транзитной;

  1. участники террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и радикальных групп, находящихся за пределами территории Российской Федерации и вовлекающих россиян в террористическую деятельность посредством сети Интернет.

Риски ФТ разделены в соответствии с этапа- ми процесса финансирования терроризма:

 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ ЗАКОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ,

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ

ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Ввиду наличия широкого спектра возмож- ностей привлечения средств из различных источников, вероятность использования за- конных источников (доходы от коммерческой деятельности, пожертвования от этнических групп, заработная плата, продажа или сдача в аренду недвижимого имущества, получе- ние кредитов и/или займов и материальная помощь от родственников) в целях финан- сирования терроризма находится на низком уровне.

Однако выявляются факты самофинансиро- вания террористическими группами путем использования части дохода от продажи или сдачи в аренду своего недвижимого имуще- ства на финансирование терроризма, в свя- зи с отсутствием контроля за расходованием дохода, полученного от вышеуказанных дей- ствий.

Кроме того, необходимо учитывать, что за- частую договоры аренды недвижимого иму- щества заключаются на срок меньше года, которые не подлежат государственной реги- страции. В таких случаях у контролирующих органов отсутствует информация о сторонах договора и размере получаемого дохода. Ука- занные обстоятельства приводят, в частности, к образованию «неподконтрольной» суммы де- нежных средств.

Угроза финансирования терроризма в основ- ном возникает, если от имени юридического лица происходит приобретение материальных средств и передачи их в распоряжение терро- ристам (недвижимость, транспорт и т.п.).

Низкая угроза использования законных источ- ников для финансирования терроризма также обуславливается низкой частотой выявления данных фактов в практике правоохранитель- ных органов и финансовой разведки.

УЯЗВИМОСТИ

Отдельной уязвимостью является отсут- ствие ограничений для лиц, включённых в Перечень террористов, быть учредителя- ми или руководителями коммерческих орга- низаций.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Рассмотрение вопроса о применении за- конодательных ограничений для лиц, вклю- ченных в Перечень террористов, по управ- лению или руководству юридическими лицами.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

В соответствии со статьей 7 Федерального зако- на от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро- ризма» кредитными организациями применя- ются ограничения по открытию счетов юриди- ческим лицам, если данное юридическое лицо и (или) лицо, имеющее право действовать от имени данного юридического лица, и (или) его бенефициарный владелец (один из его бенефи- циарных владельцев), и (или) его участник (один из его участников), за исключением акционера, являющийся юридическим лицом и владеющий более 25 процентами в капитале юридического лица, является лицом, включенным в Перечень.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Данный способ сбора средств для финанси- рования терроризма является актуальным и широко используется террористическими группами. Существенную угрозу представ- ляет то, что средства можно получать не только от лиц, вовлеченных в финансирова- ние терроризма, но и от лиц, неосведомлен- ных об истинных целях сбора средств.

Необходимо также учитывать, что в соци- альных сетях появились технологические платформы, которые позволяют осущест- влять перевод средств путем простого ука- зания идентификатора страницы получате- ля средств и номеров счетов, банковских карт, кошельков или иных реквизитов от- правителя. Таким образом, данный способ позволяет террористическим группам соби-

рать денежные средства без привлечения дополнительных специалистов.

Учитывая, что данный способ не требует до- кументального подтверждения целей пере- вода и публичного размещения финансовых реквизитов и идентификационных данных получателей средств, существует вероят- ность, что средства, например, полученные в качестве материальной помощи от широ- кого круга лиц, могут использоваться для финансирования терроризма.

Высокая угроза использования социальных сетей в Интернете для финансирования терроризма также обуславливается вы- сокой частотой выявления данных фактов в практике правоохранительных органов и финансовой разведки.

УЯЗВИМОСТИ

Социальные сети являются широкодоступ- ными инструментами, позволяющими вовле- кать в свою деятельность интернет-аудито- рию практически со всего мира. Управление данными процессами может осуществляться из любой точки земного шара, в которой имеется подключение к Интернету.

Особенности использования в социальных сетях технологических платформ снижают уровень видимости данного способа.

Потенциальные уязвимости в области пере- водов электронных денежных средств ис- пользуются террористическими группами для маскировки источников происхождения денежных средств и запутывания «финансо- вых следов».

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Разработка механизма блокировки не толь- ко страниц пользователей в социальных сетях по подозрению их в сборе и перево-

де денежных средств на финансирование терроризма, но и упрощенный (досудебный/ внесудебный) порядок блокировки/замороз- ки всех собранных денежных средств.

Доработка нормативных правовых актов, исключающая уязвимости, связанные с ис- пользованием неперсонифицированных электронных средств платежа.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

Подготовлен законопроект, который предус- матривает разработку механизма по блоки- ровке банковских карт и иных финансовых инструментов, реквизиты которых размеще- ны в сети Интернет в целях финансирования терроризма.

Разработан и проходит стадию межведом- ственного согласования законопроект, кото- рый устанавливает запрет на выдачу налич- ных денежных средств с предоплаченных карт.

НЕЗАКОННЫЕ СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Использование незаконных источников (похи- щение с целью получения выкупа, финанси- рование от террористических групп, находя- щихся за пределами России, вымогательство у местного населения, предпринимателей и государственных служащих, доходы, полу- ченные от совершения общеуголовных пре- ступлений) для финансирования терроризма

привлекает внимание правоохранительных органов еще до осуществления основной цели (террористического акта) конкретной терро- ристической группы.

Однако существует вероятность, что на тер- риториях с повышенной криминогенной об- становкой возможно существование террори- стических групп, которые используют данный способ.

Низкая угроза использования подобных спо- собов для финансирования терроризма также обуславливается низкой частотой выявления данных фактов в практике правоохранитель- ных органов и финансовой разведки в рамках работы по противодействию финансированию терроризма.

УЯЗВИМОСТИ

Для оценки уязвимости данного способа необ- ходимо проведение отдельных исследований на предмет установления связей между тер-

рористическими и иными преступными группи- ровками, а также путями их финансирования, с учетом криминогенной обстановки в конкрет- ных регионах.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

Регулярные контртеррористические меро- приятия на территориях с повышенной кри- миногенной обстановкой, исключающие возможность системного использования спо- соба.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Действующий защитный механизм, содержа- щийся в федеральных законах от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих органи- зациях», от 19 мая 1995 г. № 82 ФЗ «Об об- щественных объединениях», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о ре- лигиозных объединениях» и прочих, обеспе- чивает эффективный барьер, препятствую- щий созданию некоммерческих организаций (далее – НКО) в целях финансирования тер- рористов и террористических групп.

Необходимо принять во внимание, что многие из действующих в Российской Федерации форм НКО характеризуются ничтожными ри- сками связи с финансированием терроризма (например, жилищные, жилищно-строитель- ные и гаражные кооперативы, садоводче- ские, огороднические и дачные потребитель-

ские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, профсоюз- ные организации, товарищества собственни- ков недвижимости и т.п.).

Вывод о низкой угрозе использования НКО в целях финансирования терроризма также подтвержден низкой частотой выявления та- ких фактов в практике деятельности право- охранительных органов и финансовой раз- ведки.

Следует продолжать проведение системной оценки рисков злоупотребления НКО в целях финансирования терроризма, в том числе в форме отдельных исследований, направ- ленных на предупреждение установления их связей с террористами и террористическими группами.

УЯЗВИМОСТИ

Собираемые НКО денежные средства не всегда зачисляются на их банковские счета. Такие денеж- ные средства могут оставаться в наличной форме либо зачисляться на банковские карты физиче- ских лиц или иные средства платежа (электрон- ные кошельки, счета мобильных телефонов).

Продолжают выявляться случаи участия в ру- ководстве НКО лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Рассмотрение вопроса о законодательном ре- гулировании порядка сбора денежных средств некоммерческими организациями, в том числе через их зачисление на банковский счет НКО, предусмотрев при этом идентификацию лиц, перечисляющих денежные средства.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

Разработан проект федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законода- тельные акты Российской Федерации в целях закрепления запрета выступать учредителем (участником, членом) некоммерческой орга- низации лицам, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств и (или) иного имущества в связи с достаточными основаниями подозре- вать их в причастности к террористической де- ятельности».

Разработан проект федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон

«О благотворительной деятельности и благо- творительных организациях», направленный на упорядочивание правоотношений, возника- ющих в связи со сбором благотворительных пожертвований.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЛИЧНЫХ

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ,

ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Террористические группы используют для фи- нансирования своих целей наличные денежные средства, которые могут им поступать как легаль- ным, так и незаконным путем (пример: незакон- ное трансграничное перемещение (контрабанда) наличных), при этом необходимо учитывать, что чаще всего наличные средства используется уже непосредственно перед подготовкой к преступле- нию террористического характера.

Отмечается, что при незаконном трансграничном перемещении (контрабанде) наличных денежных средств или иных высоколиквидных финансовых инструментов отслеживание как источников, так и путей их дальнейшего использования затруднено.

Однако использование террористической группой больших объемов наличных денежных средств требует определенных условий и привлечения сторонних специалистов по обналичиванию, что может привести к раскрытию группы.

Средняя угроза использования наличных де- нежных средств для финансирования терро- ризма также обуславливается частотой выяв- ления фактов финансирования терроризма в материалах правоохранительных органов.

УЯЗВИМОСТИ

В настоящий момент в Российской Федера- ции высока доля использования наличных де- нежных средств в различных расчетах.

Отсутствуют детальные требования по замо- раживанию активов, отличных от безналич- ных денежных средств.

Особенностью трансграничного перемеще- ния является простота сокрытия истинных источников перевозимых денежных средств.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Принятие мер, направленных на поэтап- ное сокращение доли наличных денежных средств в обращении.

Внесение нормативных изменений в части замораживания активов, отличных от безна- личных денежных средств лиц, причастных к террористической деятельности.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ И БАНКОВСКИХ КАРТ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Способность использования террористиче- скими группами на территории Российской Федерации банковских карт обусловлена высокой распространённостью и простотой их применения в обиходе.

Тем не менее, в случае осуществления над- лежащего контроля кредитными организа- циями за транзакциями клиентов по банков- ским картам, эмитированным российскими кредитными организациями в рамках приме- нения мер по ПФТ, террористическая группа может быть выявлена.

Вместе с тем отмечается низкая частота использования «классических» банковских переводов (в том числе с использованием счетов юридических лиц) ввиду высокой прозрачности данных операций.

Высокая угроза перемещения средств для финансирования терроризма с использо- ванием банковских карт (банковские карты, эмитированные иностранными кредитными организациями, банковские карты, эмити- рованные российскими кредитными органи- зациями) также обуславливается высокой частотой выявления данных фактов в мате- риалах правоохранительных органов и фи- нансовой разведки.

УЯЗВИМОСТИ

Высокая доступность и распространенность использования банковских, в том числе предо- плаченных (подарочных) карт.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Внедрение специальных индикаторов, разрабо- танных уполномоченными органами, в компла- енс-процедуры кредитных организаций для по- вышения эффективности выявления операций по банковским картам, возможно связанным с финансированием терроризма.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

В настоящий момент Росфинмониторингом со- вместно с Банком России проводится пилотный проект на базе 10 крупнейших кредитных органи- заций (занимают около 80% финансового рынка России) по вопросу внедрения специальных ин- дикаторов в комплаенс-процедуры банков.

Разработан и проходит стадию межведомствен- ного согласования законопроект, который уста- навливает запрет на выдачу наличных денежных средств с предоплаченных карт.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЕРАЦИЙ

С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ БЕЗ ОТКРЫТИЯ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Регулярное использование переводов де- нежных средств без открытия банковского счета террористическими группами обуслов-

лено обширной географией переводов, вы- сокой скоростью их осуществления, слож- ностью выявления взаимосвязей клиентов и минимальными требованиями по проведению идентификации.

Сложность отслеживания целей операций, отправителей и конечных получателей, акка- унтов, оформленных на подставных (несуще- ствующих) людей увеличивает распростра- нённость использования террористическими группами операций с денежными средствами без открытия банковского счета.

Высокая угроза перемещения средств для финансирования терроризма с использо- ванием операций с денежными средствами без открытия банковских счетов также обу- славливается высокой частотой выявления данных фактов перемещения средств в ма- териалах правоохранительных органов и фи- нансовой разведки.

УЯЗВИМОСТИ

При осуществлении международных переводов без открытия банковского счета иностранной кредитной организации не требуется выполнять обязательства, предусмотренные российским законодательством, в частности – по заморозке активов лиц, включенных в Перечень.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Дальнейшее совершенствование механизмов сбора и анализа информации об операциях с денежными средствами без открытия банков- ского счета.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ СУБЪЕКТОВ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

Низкая угроза перемещения средств для фи- нансирования терроризма с использованием нерегулируемых субъектов (переводы денеж- ных средств, осуществляемые нерегулиру- емыми субъектами, операции с использова- нием криптовалют) обуславливается низкой частотой выявления данных фактов переме- щения средств в материалах правоохрани- тельных органов и финансовой разведки.

Необходимо отметить, что данный показатель основан на статистических данных и может не отражать реальное состояние дел, так как потенциально возможно существование тер- рористических групп, использующих данные способы, но отсутствие государственного ре- гулирования не позволяет объективно оценить объемы средств, находящихся в обороте в вы- шеуказанных сферах.

УЯЗВИМОСТИ

Отсутствие законодательного регулирования оборота криптовалют позволяет совершать

анонимные операции без возможности опреде- ления их целей и конечных получателей.

Сложность с идентификацией лиц, осущест- вляющих платежи с использованием новых финансовых технологий.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Законодательно урегулировать вопросы, свя- занные с криптовалютой (понятие, статус: де- нежные средства, товар или ценные бумаги; ле- гальность или нелегальность ее использования).

Проработка вопроса по ограничению случа- ев оказания платежных услуг вне рамок тре- бований Федерального закона от 07.08.2001

№ 115 ФЗ.

Рассмотрение вопроса распространения требований законодательства в сфере ПФТ на новые финансовые технологии, а также включение организаций, осуществляющих операции с применением финансовых тех- нологий, в субъекты Федерального закона

№ 115-ФЗ.

МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ РИСКОМ

Ведется работа по внесению в законода- тельство Российской Федерации изменений, предусматривающих определение статуса цифровых технологий, применяемых в фи- нансовой сфере, их понятий (в том числе

таких как «технология распределенных ре- естров», «цифровой аккредитив», «цифро- вая закладная», «криптовалюта», «токен»,

«смарт-контракт»), исходя из обязательно- сти рубля в качестве единственного законно- го платежного средства в Российской Феде- рации.

ПЕРЕМЕЩЕНИЕ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕКРЕДИТНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И НЕФИНАНСОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРОФЕССИЙ

Рейтинг риска

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

К некредитным финансовым организациям и нефинансовым предприятиям и профессиям относятся страховые компании, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу дра- гоценных металлов и драгоценных камней, юве- лирных изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, орга- низации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи не- движимого имущества, микрофинансовые ор- ганизации, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, профессиональные участники рынка ценных бумаг и организации федеральной почтовой связи.

Анализ данного способа перемещения денежных средств через указанные организации показал, что указанный способ в сравнении с другими наи- менее востребован, так как требует дополнитель- ных действий со стороны террористов.

Однако необходимо отдельно выделить опера- торов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

УЯЗВИМОСТИ

Возможность использования номеров мобиль- ных телефонов как инструмента, на котором могут аккумулировать денежные средства с последующим их перемещением.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Усиление мер внутреннего контроля операто- ров связи путем создания инструкций со сто- роны уполномоченных органов.

Внесение изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» с учетом су- ществующих положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

ОЦЕНКА РЕЙТИНГА РИСКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ

ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

После прохождения стадий привлечений и пе- ремещения денежных средств для финансиро- вания терроризма следует стадия использова- ния средств.

Согласно используемой методике цели ис- пользования средств, предназначенных для финансирования терроризма, были разделе- ны на две составляющих:

    1. Использование в оперативных целях (влечет более тяжкие последствия, поскольку результатом является непосредственно террористический акт):
      • расходы на непосредственную подготовку террористических актов (примеры: приобретение средств связи, транспорта);
      • расходы на приобретение

и изготовление средств для совершения террористических актов (примеры: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества);

      • выплата вознаграждения непосредственным участникам террористических актов.

Данные способы имеют субъективно сред- нюю угрозу использования, т.к. многие пла-

тежи осуществляются в наличной форме и могут иметь коррупционную составляю- щую, но при этом в российском законода- тельстве существуют меры по ограничению доступа населения к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам.

    1. Использование в организационных целях (последствия долгосрочны, позволяют террористическим группам наладить свое функционирование):
    • подготовка боевиков и содержание террористических лагерей;
    • оплата расходов на пропаганду и радикальные учения (примеры: издание и распространение пропагандистских материалов,

содержание «учебных заведений»);

    • финансирование транспортных расходов иностранных террористов- боевиков и завербованных участников террористических организаций, следующих на территории боестолкновений;
    • поддержка террористических групп (примеры: обеспечение одеждой, обмундированием);
    • вербовка боевиков;
      • создание и поддержка «спящих» террористических ячеек (примеры: аренда жилья, редкие выплаты материальной помощи);
      • выплата компенсаций семьям погибших террористов;
      • коррупционные выплаты (пример: подкуп чиновников и/или сотрудников правоохранительных органов);
      • оплата услуг сторонних специалистов (примеры: врачи, адвокаты);
      • содержание легальных структур, представляющих интересы террористической группы (примеры: политические партии, некоммерческие организации, религиозные организации и т.д.).

Данные способы имеют субъективно как низ- кую, так и среднею угрозу (в связи с имеющей- ся террористической угрозой в целом).

УЯЗВИМОСТИ

Уязвимостью является сложность выявле- ния факта направления расходов непосред- ственно на подготовку террористического акта с учетом того, что приобретаются ма- лостоящие средства для их последующей адаптации/модернизации.

Кроме того, необходимо учитывать, что до- ступность средств и компонентов для из- готовления взрывчатых веществ вместе с доминирующей ролью наличного оборота создают сложность контроля за финансовой стороной подготовки к террористическому акту.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

Снижению рисков поспособствует усиле- ние контроля со стороны кредитных орга- низаций за операциями клиентов по специ- альным критериям, которые должны быть разработаны совместно с органами госу- дарственной власти.

Следует рассмотреть вопрос по разработке долгосрочной государственной программы, в которой предусмотреть поэтапное увели- чение доли безналичных расчетов, что будет способствовать снижению не только рисков, связанных с финансированием терроризма, но и рисков, связанных с отмыванием дохо- дов.

В целом, необходимо отметить, что способы использования денежных средств, направ- ленных на финансирования терроризма, нельзя идентифицировать окончательно. Они могут постоянно меняться и зависеть только от конкретных целей конкретной тер- рористической группы.

Проведенная работа по НОР ФТ позволила выявить ключевые риски, характерные для НС ПФТ, в Российской Федерации на те- кущий момент. Продолжающийся длитель- ное время конфликт на территории Сирии и Ирака, а также образование международ- ной террористической организации ИГИЛ, являются своеобразными катализаторами процессов финансирования терроризма в Российской Федерации. Потребность тер- рористов в людских и финансовых ресурсах как раз и обуславливает выявленные риски, на которые все участники НС ПФТ должны обратить внимание и принять соответствую- щие меры по минимизации формирующих их угроз и уязвимостей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кроме того, отмечается ряд сложностей на различных этапах процессов возбуждения уголовных дел и расследований преступле- ний, связанных с финансированием терро- ристической деятельности.

При выявлении каналов финансирования терроризма отмечается, что большинство таких преступлений совершается путем пе- редачи наличных денежных средств, что осложняет документирование данных фак- тов. Подобные преступления могут носить латентный характер в связи с сокрытием террористами и их пособниками истинных целей сбора или перемещения средств.

На практике в ходе проведения контртер- рористических мероприятий подавляющее большинство террористов уничтожается на месте, что лишает следствие возможности дальнейшего установления источников фи- нансирования терроризма.

При возбуждении уголовных дел и рассле- довании преступлений по ст. 205.1 Уголовно- го кодекса Российской Федерации в части, касающейся финансирования терроризма, необходимо обратить внимание на то, что до- казательная база по данному составу престу- пления собирается достаточно слабая, что в свою очередь отражается в недостаточном количестве уголовных дел по указанной статье.

В настоящий момент существуют сложности правоприменительной практики со стороны частного сектора механизмов отслеживания операций (действий) с наличными денежными средствами или иным имуществом, в том чис- ле действий по использованию банковских ячеек, совершаемых фигурантами Перечня террористов и лицами, в отношении которых принято решение Межведомственной комис- сии по противодействию финансированию терроризма, либо лицами, действующими по их поручению, попыток совершения таких операций (действий), а также механизмов замораживания активов перечисленных лиц в указанных ситуациях.

ГРУППА РИСКОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, в сети Интернет.
Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием наличных денег.
Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием банковских счетов и банковских карт.
Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием операций с денежными средствами без открытия банковских счетов.
ГРУППА РИСКОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯ Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием незаконных способов получения средств.
Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием нерегулируемых субъектов.
ГРУППА РИСКОВ НИЗКОГО УРОВНЯ Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, из законных источников.
Риск: Привлечение средств на финансирование террористической деятельности через некоммерческие организации.
Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием некредитных финансовых организаций и нефинансовых предприятий.

Москва, 2018

главный способ финансирования террористической деятельности
финансирование терроризма
главный способ финансирования террористической деятельности ответ
способы финансирования терроризма
рейтинг рисков
главным способом финансирования терроризма является
финансирование терроризма это
источники финансирования терроризма
финансовый терроризм это
что такое финансирование терроризма
модели финансирования терроризма
главный способ финансирования террористической деятельности это
организация финансирования терроризма
рейтинг риска
финансирование террористических организаций
противодействие финансированию терроризма и экстремизма
национальная оценка рисков финансирования терроризма
способ финансирования террористической деятельности
понятие финансирование терроризма определяется в
какие бывают источники финансирования террористической деятельности
финансирование терроризма как форма содействия террористической деятельности
главный способ финансирования террористической деятельности криминальная деятельность
понятие и сущность финансирования терроризма
финансирование террористической деятельности
национальная оценка рисков финансирования терроризма 2021
проблема финансирования терроризма статья
юридическое содержание категории финансирование терроризма
финансирование нвф
легальные источники финансирования терроризма
укажите главный способ финансирования террористической деятельности
источники финансирования террористической деятельности
анализ основных угроз и этапов финансирования терроризма
каков главный способ финансирования террористической деятельности

Журналист и эксперт по теме Реновации в Москве.