Такой масштабной программы реновации, как в Москве, больше нет нигде в мире

Интервью с Маратом Хуснуллиным.

На треть увеличившаяся протяженность линий метро… 660 километров новых дорог… Более 58 миллионов квадратных метров недвижимости или 13% от зданий, выросших за 870 лет существования Москвы. Все это и многое другое появилось у жителей столицы буквально на глазах. А точнее, за семь лет, в течение которых во главе города стоит новое правительство. Насколько произошедшие изменения отвечают планам властей, с которыми они приступали к работе в 2010 году? Что еще нового появится в ближайшее время в жизни Москвы и москвичей? Об этом шел разговор на “Деловом завтраке” с Маратом Хуснуллиным – заместителем мэра по градостроительной политике и строительству.

Марат Шакирзянович! Событием этого года стало принятие закона о реновации в Москве, в ходе которой более миллиона москвичей должны переехать из устаревшего жилья в новые современные квартиры. Как идет работа над этой программой?

Марат Хуснуллин: Очень хорошими темпами. Постановлением правительства уже утверждены 210 площадок, на которых в ближайшие три года планируется построить порядка 3 миллионов квадратных метров жилья. Еще по 158 площадкам мы работаем – они могут дать дополнительно 2,5 миллиона “квадратов”. То есть в ближайшем будущем появятся возможности для строительства более чем 5 миллионов “квадратов” для жителей домов по программе реновации. Этого вполне достаточно, чтобы поднять первую волну переселения, что и является для нас сейчас главной задачей. По опыту первой программы сноса “хрущоб” в Москве мы знаем, что переселение 5 миллионов “квадратов” создает условия для волны мощностью уже 10 миллионов квадратных метров. Ну, а третьей волны будет вполне достаточно для того, чтобы осилить программу целиком. Напомню, что по итогам реализации всей программы нужно построить не менее 16,4 миллиона квадратных метров нового жилья.

У нас для этого есть все. Выделены деньги – начиная с 2017-го по 2020 год – 400 миллиардов рублей, по 100 миллиардов на год. И хорошо, что работа обеспечена сразу на такой срок. Строители знают, что за год невозможно построить ни один серьезный объект. Даже на сооружение обычной многоэтажки, если начинать с нуля, то есть с разработки проекта и согласования документации, требуется 4,5 года. Причем, при условии, что не будет ни одного сбоя. И на своем – городском – уровне, и на федеральном, мы сейчас работаем над тем, чтобы с помощью изменения законодательства сократить инвестиционный цикл до трех лет. Это поможет ускоренными темпами запустить программу, рассчитанную на 30 лет.

Чтобы это стало возможным, мэр минимум раз в неделю нас собирает на заседание штаба. Оперативно решаем все возникающие вопросы по земельным участкам, проектированию, переселению, а также развитию инженерной и транспортной систем, созданию социальной инфраструктуры.

Читатели “РГ” спрашивают, когда участники программы реновации смогут увидеть уже график сноса их домов…

Марат Хуснуллин: Первые списки обнародуем со следующего года.

Обещание предоставить переселенцам новые квартиры в своем районе остается в силе?

Марат Хуснуллин: Это ключевой вопрос с самого первого дня, как мы только начали говорить о программе. И гарантия района проживания четко прописана в городском законе. Люди хотят жить на привычном месте, и город им это обеспечит.

Но есть ведь и Новая Москва, напоминают читатели с опаской…

Марат Хуснуллин: Вопрос о переселении в Новую Москву не стоит и никогда не стоял. Это даже не обсуждается.

Как известно, участники архитектурного конкурса уже работают над проектами пяти первых площадок, где будут построены дома по программе реновации. Вы видели их? Что интересного?

Марат Хуснуллин: Москва пригласила для участия в этой работе мировых лидеров в области проектирования и строительства жилья. Их подход виден во всем. В планировке квартир у них более оптимальное соотношение общей и полезной площади. На очень высоком уровне энергосбережение. Очень интересная посадка домов. Мы считаем, к примеру, обязательной только инсоляцию, а они полностью просчитывают еще и ветровую нагрузку. Очень хороший уровень озеленения, четкий анализ транспортных потоков и транспортной доступности. Большое внимание уделяется организации парковок. Мы поддерживаем все идеи на этот счет. Ведь задача, которую ставит в процессе реновации Собянин, не просто одни дома заменить другими, а создать новую среду обитания. То есть получить в итоге новое благоустройство, “умные” дома, высокую степень безопасности обновленных жилых кварталов.

Я убежден, что учиться реновации будут ездить в Москву со всего мира, так как такой масштабной программы больше нет ни у одного мегаполиса. В Стамбуле, например, еще только пытаются заняться этим. Пекин активно работает над обновлением жилого фонда, но он это делает за счет расширения территории города. Москве расширяться некуда, поэтому мы преобразуем существующий город с его многовековой историей.

Возможно ли предусмотреть обеспеченность гаражами по принципу на каждую квартиру по машино-месту?

Марат Хуснуллин: Это нереально, так как количество машин в городе продолжает расти очень высокими темпами. С 2010 года их прибавилось миллион и сейчас у москвичей уже 4 миллиона автомобилей. По обеспеченности ими мы сравниваемся уже с американцами. Если в Нью-Йорке – 350 машин на 1000 жителей, то в Москве 329.

Списки домов, попавших в программу реновации, со сроками сноса, будут обнародованы в следующем году

За такими темпами никакое дорожное строительство не угонится. Поэтому приходится искать баланс прироста улично-дорожной сети и автомобилизации. Но в любом случае обеспеченность паркингами в районах реновации будет выше, чем сейчас в городе. Произойдет это за счет подземных одноуровневых парковок под жилыми домами, многоуровневых отдельно стоящих стоянок, а так же парковок на уличной дорожной сети. Где и какие будут созданы? Это требует уже “штучной” работы в каждом доме в отдельности, с учетом того, насколько близко находится станция метро, остановка автобуса и так далее. Но дворы без машин, безопасные для детей и всех жителей дома, это еще один из основных принципов новой программы.

Москвич профессор Нестеров беспокоится, что программа реновации затормозит очередь по улучшению жилищных условий, в которой он стоит, если город бросит на нее все силы. Есть основания у его тревоги?

Марат Хуснуллин: Объем жилья, выделяемого в Москве для очередников, не сокращается – об этом можно судить по бюджету на 2018 год и социально-экономическому прогнозу развития города до 2020 года. Более того, я думаю, что очередь будет сокращаться даже быстрее, так как очередники из домов, попавших в программу реновации, получат новые квартиры раньше, чем получили бы без программы.

Читатель “РГ” Алха Нарубаев спрашивает: почему не вошли в перечень домов реновации панельные девятиэтажки серий П-44 и П-46 – такие холодные и продуваемые?

Марат Хуснуллин: Все дома, жители которых проголосовали за вхождение в программу, включены в нее. В том числе и 560 девятиэтажных.

Виктор Шульга из Ижевска обращается к вам, Марат Шакирзянович, с просьбой: “Помогите и в нашем городе создать подобную программу реновации многоквартирных домов!” Что ответите?

Марат Хуснуллин: Пусть администрация города приезжает в Москву, поделимся опытом бесплатно.

Источник: РГ

Главный редактор сайта