На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Самый старый маяк России 🗼 «Толбухин» наконец обзавелся смотрителем. Вакансия на эту романтическую должность 📃 наделала много шума в Интернете этим летом: многие думали, что это работа их мечты. ✨ Однако поиски растянулись на месяцы.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Должность на Толбухином маяке объявили вакантной после ранения предыдущего смотрителя

На Толбухин маяк ищут смотрителя. Предыдущего с маяка госпитализировали с ножевым ранением.

Инцидент произошел 18 февраля 2021 года. По предварительной информации, 41-летняя супруга смотрителя ранила его во время пьяной ссоры. Мужчина оказался в больнице в тяжелом состоянии.

Теперь на маяке Толбухин объявили поиск нового сотрудника. Как стало известно телеканалу «Санкт-Петербург» из сообщения в официальной группе маяка в «ВКонтакте», новому смотрителю должно быть от 25 до 55 лет. Он должен обладать хорошим здоровьем. С собой можно взять супруга.

Новых сотрудников сразу предупреждают: территория острова маленькая, всего 70 «квадратов», а связь с внешним миром — слабая. Лишь три раза в год на маяк будут поставлять топливо и продукты.

«В зимний период посещение островов возможно только на вертолетах и судах на воздушной подушке МЧС в случае чрезвычайных обстоятельств. С ноября по май вы находитесь в автономном режиме», — рассказали соискателям.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

«Профессия мечты»: как живет смотритель старейшего в России маяка

Маяку в следующем году исполнится 300 лет. С одной стороны, в пяти километрах, находится остров Котлин, с другой стороны — на тысячи километров Балтийское море. А на клочке земли 60 на 100 метров — супруги Дмитрий и Юля, две собаки и четыре кошки. Супруги сначала вместе уехали из Петербурга служить на Сахалин. А потом, под пенсию, с самого востока страны переместились почти на самый запад.

Дмитрий Масько, смотритель маяка: «Да, вакансия на маяк. Я тоже почитал, обратился, заполнил анкету. И вот я здесь. Вы знаете, мне пришел ответ 17 августа, в мой день рождения. Такой вот знак, подарок судьбы».

Вакансию «смотритель маяка» летом разместили в Интернете. От желающих не было отбоя, но первые же собеседования отбивали у них всякое желание переезжать туда.

Александр Шубин, начальник гидрографической службы Ленинградской морской базы Балтийского флота: «Людей-то много хочет устроиться. Но люди не понимают, куда они устраиваются и что они будут делать. „Макдональдса“ нет, Интернет не всегда работает. Не все выдерживают».

Провизию завозят дважды в год. Одной только картошки килограммов 200. Врача нет, возможности в любой момент смотаться на землю тоже. В экстренной ситуации, конечно, эвакуируют. Но это если погода позволит.

Маячники — вымирающий вид. Там, где раньше работали 6 человек, сейчас два, один, а где-то и вовсе электроника. За 20 тысяч зарплаты и последний романтик станет прагматиком. С такими условиями труда, когда надо и с ума не сойти, и маяк содержать, и чужих от стратегического объекта отгонять.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Обязанности

  1. Жить на нем предстоит круглогодично. Заехать на остров можно одному, а можно с супругой.
  2. Соискателю должно быть от 25 до 55 лет. Среди требований указано отличное здоровье: на острове нет доступа к медицине. Также потребуется среднее техническое образование, умение обслуживать и чинить дизельный генератор, знание электрики. Остальные навыки можно приобрести непосредственно во время работы на маяке
  3. Начальнику острова предстоит следить за исправностью маяка, обслуживать оборудование, в частности, осветительные установки, проводить прочий мелкий ремонт. Два-три раза в год на остров прибывает судно или вертолет с продовольствием и всем необходимым — нужно помогать в разгрузке.
  4. Иногда (очень редко) на остров заезжают гости, которым нужно составить компанию. Бывают и непрошенные визитеры — несмотря на то, что маяк является режимным объектом, на него регулярно пытаются проникнуть любопытные граждане, вдохновленные легендами о нем.
  5. Зарплата небольшая — от 18 до 20 тысяч рублей. Но смотрителя и его семью снабжают всем необходимым. Кроме того, при желании можно разводить птиц и мелкий скот, ухаживать за огородом.
  6. Проживать предстоит в двухэтажном кирпичном доме на две квартиры с электрическим и печным отоплением, водопроводом и канализацией. Есть вся необходимая бытовая техника, на острове работает телевидение, интернет и связь. Можно при желании привезти на остров лодку, свою мебель и личные вещи.

К многочисленным мрачным легендам, связанным с маяком, добавилась и вполне реальная история, произошедшая с предыдущим смотрителем. Его исполосовала ножом собственная супруга, проживавшая с ним на острове. К счастью, мужчине удалось выжить. На его жену завели уголовное дело.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Толбухин маяк

На подходе к Санкт-Петербургу со стороны Балтийского моря, на маленьком искусственном островке на оконечности Котлинской косы, отходящей к северо-западу от острова Котлин, без малого триста лет тому назад был установлен маяк.

Это один из старейших маяков на Балтике и в России. На его траверзе начинается морская дорога к нашему городу — морской канал, или «Торная дорога» (так его прежде называли).

Маяк Толбухин на карте

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Координаты 60°2′33″N 29°32′32″E

Строительство маяка

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу Крюйсу 13 ноября 1718 года царь писал: «Сделать Колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской».

Выполняя это указание, Крюйс отдал 2 декабря письменное распоряжение капитану Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее дается на волю архитектору».

Сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и прежде всего большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому с согласия Петра I было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни.

Толбухин Федор Семенович

Первый деревянный маяк сооружен в 1719 году и по наименованию косы, на оконечности которой он возник, был назван Котлинским. На башне устроили фонарь, в котором зажигались в основном свечи.

В 1736 году маяк переименован, в Толбухинский. Это наименование он получил в честь полковника Толбухина Федора Семеновича, командовавшего полком, разбившим в 1705 году шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу…

Еще при заложении Петербурга Ф. С. Толбухин был назначен начальником гарнизона острова Котлин.

Он также стал и первым военным комендантом с Кронштадта. Умер Ф. С. Толбухин в 1726 году. Построенный маяк не удовлетворял мореплавателей, так как видимость горящих в фонарях свечей была ничтожно мала. В 1723 и году маяк перешел на освещение конопляным маслом, которое к сжигалось в светильниках. Однако замена свечей конопляным маслом практически дальность видимости огня не увеличила. Поэтому решили по примеру Готландского маяка перевести «Толбухин» на освещение дровами и углем.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Первые проекты каменного маяка

12 апреля 1736 года Адмиралтейская Коллегия приняла решение приступить к строительству нового каменного маяка, которое было поручено Главному адмиралтейскому архитектору Ивану Коробову. Коробов, побывав на Котлинской косе, определил первоочередные работы и предложил вначале возвести деревянный маяк, постепенно ведя подготовку к строительству каменного.

В 1737 году второй деревянный маяк был построен.

К этому времени Адмиралтейская Коллегия, в ведении которой о находились маяки, вновь подняла вопрос о строительстве каменного сооружения на косе. Но так как построить каменную башню в сжатые сроки не удавалось, был вновь поставлен временный деревянный маяк.

Одновременно начались работы по сооружению каменной башни. К 1739 году удалось выложить только фундамент.

Работы производились в очень тяжелых условиях, так как при малейшем нагоне воды ветром косу заливало и люди работали по пояс в воде.

В 1744 году при пожаре полностью сгорели служебные помещения и караульный дом, пристань, весь запас дров и угля. Пожар вызвал еще несколько постановлений Адмиралтейской Коллегии о строительстве каменного маяка.

Перестройка маяка в камне

Строительство первой каменной башни связано с именем морского офицера Леонтия Васильевича Спафарьева, который с 1807 года, с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, занимал этот пост.

Л. В. Спафарьев разработал проект и смету на постройку Толбухинского и других маяков в Финском и Рижском заливах, принял энергичное участие в их строительстве. В 1809 году началось сооружение каменного Толбухинского маяка.

К сентябрю 1810 года были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни установили металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка.

Рядом с башней был построен каменный жилой дом, соединенный с ней специальной галереей.

22 сентября 1810 года каменный корпус вступил в строй.

Чертёж маяка Толбухин 1886 года

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Впоследствии он не раз подвергался реконструкции.

Проектирование и строительство каменного маяка связано с именем известного русского архитектора А. Д. Захарова, автора и строителя зданий Главного Адмиралтейства в Петербурге.

Когда Л. В. Спафарьев составил проект маяка, то Адмиралтейский департамент отправил его по субординации на заключение Главному адмиралтейскому архитектору А. Д. Захарову. Тот внес в проект много изменений и добавлений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство.

После того, как на маяке установили телеграф, решили построить второй этаж над караульным домом. В 1833 году этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Это улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.

Бестужев

Описывая краткую историю «Толбухина», нельзя не упомянуть и о декабристе Николае Александровиче Бестужеве, имеющем к нему прямое отношение.

В 1819 году молодой лейтенант Бестужев назначается помощником директора балтийский маяков. В этой должности он пребывал до 1824 года. В 1821 году Бестужев установил на «Толбухине» маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о своих поездках и пребывании здесь Н. А. Бестужев написал рассказ «Толбухинский маяк».

Николай Бестужев был в первых рядах восставших 14 декабря, весь день находился на Сенной площади. Только вечером, увлекаемый беспорядочной толпой, он покинул площадь, заваленную телами убитых и раненых. Он решил бежать на Толбухинский маяк, там отдохнуть и потом двинуться дальше — в Швецию.

По льду Финского залива, забежав перед этим домой, на Васильевский остров, Бестужев на рассвете 15 декабря, уставший и промерзший, подошел к Кронштадту. На квартире у своих знакомых сбрил бакенбарды, загримировался, флотскую офицерскую шинель заменил тулупом и, надев шапку-треух, снова двинулся по Толбухинской косе к маяку.

Вскоре он увидел высокую башню, но достичь ее уже не удалось. Решил отдохнуть и поесть в убогом домике рыбака, где был настигнут и арестован жандармами…

Маяк Толбухин в наши дни

В настоящее время значение маяка-ветерана возрастает. Он вновь становится важным навигационным ориентиром при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы.

В 2018 маяк был отреставрирован, оборудование маяка заменили на новое, отвечающее самым современным навигационным требованиям.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Этапы строительства и описание

Толбухин — один из старейших действующих маяков в Балтийском море и самый старый в России. Он занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (номер 540-003a5). Установлен на маленьком искусственном островке на оконечности Котлинской косы, отходящей к северо-западу от острова Котлин.

«Как мал островок, на коем поставлена башня! Кажется, она не имеет основания! Волны бьются; — плещут; — взбегают по отлогости до самой башни и с рёвом скатываются назад».
Н. А. Бестужев «Толбухинский маяк»

Как и другие первые маяки страны, он был построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу Корнелию Крюйсу 13 ноября 1718 г. царь писал: «Сделать колм [маяк] каменный с фонарем на косе Котлинской».

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Выполняя это указание, К. Крюйс 2 декабря отдал письменное распоряжение капитану Эдварду Лейну. К письму прилагался эскиз башни маяка, составленный собственноручно Петром I. На эскизе давались основные размеры башни маяка, а в нижней части сделана рукой императора приписка: «протчее даётся на волю архитектору».

Однако сооружение каменного маяка потребовало значительных материальных затрат и, прежде всего, большого числа квалифицированных каменщиков. Кронштадтский порт, которому было поручено строительство маяка, ими не располагал. Поэтому, с согласия Петра I, было решено построить временный деревянный маяк и в то же время начать заготовку материалов для каменной башни. И 7 августа 1719 г. маяк, получивший название «Котлинский», приступил к «несению службы».

Котлинский маяк был первым в России, огонь которого зажигался постоянно в определённое время. На башне установили фонарь, в котором поначалу использовались свечи. Но это не удовлетворяло мореплавателей, так как видимость такого света была ничтожно мала. В 1723 г. маяк перешёл на освещение конопляным маслом, которое сжигалось в светильниках. Однако эта мера очень мало повлияла на дальность видимости.

Поэтому (по примеру Готландского маяка) было принято решение перейти на освещение дровами и углём.

12 апреля 1736 г. Адмиралтейская Коллегия приняла решение приступить-таки к строительству каменного маяка, которое было поручено Главному адмиралтейскому архитектору Ивану Коробову. И. Коробов, побывав на Котлинской косе, определил первоочередные работы и предложил вначале возвести новый деревянный маяк, постепенно ведя подготовку к строительству каменного. В 1737 г.второй деревянный маяк был построен и получил название в честь Федора Семёновича Толбухина — первого коменданта Кронштадта, командовавшего полком, разбившим в 1705 г. шведский десант, высадившийся на Котлинскую косу [по другим данным, переименование произошло на год раньше].

Адмиралтейская Коллегия не оставляла попытки возвести каменный маяк. Строительство было связано с огромными трудностями: материалы привозили лодками, а строителям зачастую приходилось работать по пояс в ледяной воде. Однако важность этого маяка была настолько велика, что работы продолжались. К 1739 г. удалось выложить только фундамент, а основное строение по-прежнему оставалось деревянным.

В 1744 г. маяк сгорел вместе со служебными помещениями, караульным домом, пристанью и всем запасом дров и угля. Пожар вызвал ещё несколько постановлений Адмиралтейской Коллегии о необходимости постройки каменного сооружения. Но лишь в 1807 г., с введением в Адмиралтейском департаменте должности директора маяков, которую занял деятельный капитан 2-го ранга Л. В. Спафарьев, дело сдвинулось с мёртвой точки. Леонтий Васильевич разработал проект и смету на постройку маяков в Финском и Рижском заливах. Документы отправили на заключение Главному адмиралтейскому архитектору А. Д. Захарову, который внёс много изменений как в конструкцию маяка, так и в смету на его строительство. Наконец, в 1809 г. началось сооружение каменного Толбухинского маяка.

К сентябрю 1810 г. были возведены круглая башня из кирпича, цоколь из гранита, караульный дом и баня. В верхней части башни установили металлический 12-гранный фонарь, который освещался 40 масляными лампадами. Фонарь имел 24 платинированных серебряных отражателя, что значительно увеличило дальность действия маяка. 22 сентября 1810 г. каменный корпус вступил в строй.

Вскоре на маяке была установлена аргантовая (кинкетовая) лампа, параболические реверберы (вогнутые зеркала, полированные серебром), в фокусе которых помещалась сама лампа, что позволяло параллельно отражать лучи на далеком расстоянии.

В 1819 г. (по другим данным — 15 июня 1820 г.) помощником директора балтийских маяков был назначен молодой лейтенант Н. А. Бестужев. В этой должности он пребывал до 1824 г. В 1821 г. будущий декабрист установил на «Толбухине» маячный аппарат, дававший цветопеременный огонь. В память о пребывании на маячном острове Бестужев написал рассказ «Толбухинский маяк». Этот очерк — единственная его работа по описанию островов и маяков Финского залива. В письме из ссылки в Селенгинске к своему другу, основоположнику русской гидрографии, адмиралу М. Ф. Рейнеке 8 мая 1852 г. Николай Александрович рассказывал: “Благодарю Вас за сведения о островах морских Финского залива. — Некоторые я знаю и люблю, оттого-то и интересовался знать, будет ли о них что-нибудь написано и напечатано Вами. Вообще эти острова terra incognita (неведомая земля) для всех, даже для моряков. — И я, если б не служил помощником директора маяков, то не видал бы ни одного. Спафарьев обещал беспрестанно, но никак не мог сдержать своего слова, дать мне время и способ объехать и описать порядочным образом маяки наши и острова”…

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Вот как описывает Н. А. Бестужев маяк того времени: «Я всхожу на высокую башню {Во 100 футов каменная башня}, девяносто пять ступеней возводят к пространному фонарю. Шесть шагов поперечника и шесть шагов высоты образуют его пространство. На средине утверждён железный постав, обращающийся с двумя кругами, носящими двадцать четыре лампы, в стальных, же реверберах утверждённые. Частые стекла окружают фонарь сей и пропускают спасительный свет лампад, увеличенный вогнутыми параболическими зеркалами {По Финскому и Рижскому заливам таковых маяков находится 22 и все они зависят от правительства Российского.}. Выхожу на окружающий помост, на коем сторож во время ночи бдит орлиным оком для подания помощи несчастному пловцу, ежели судьба или неосторожность приведёт его к подводным камням, маяк окружающим».

После того, как на маяке установили телеграф, было решено построить второй этаж над караульным домом. В 1833 г. второй этаж был надстроен и заодно проведена галерея, соединявшая дом с башней. Последнее нововведение значительно улучшило условия обслуживания маяка, особенно в штормовую погоду, когда вода почти полностью заливала остров.

Техническое оснащение продолжало пополняться: в 1867 г. был приобретён диоптрический аппарат. В 1900-1905 гг. появился туманный колокол и телефон. В 1957 г. “Толбухин” оснастили радиолокационным маяком и первой в СССР автоматической ветровой электростанцией.

В 1960-70 гг. был построен причал, а сам остров укреплён бетонными плитами.

Маяк многое видел за свою долгую историю. Видел корабли, уходящие в кругосветные плавания. Видел первую в России регату 8 июля 1847 г. Видел он и “баржи смерти”, с которых топили офицеров-заложников в 1918 г. и кронштадтских мятежников в 1921 г. Превращался в наблюдательный пункт в годы Крымской войны, пережил налёты и обстрелы в Великую Отечественную войну…

Воды Финского залива таят в себе множество опасностей. Обширные отмели, сильные течения, переменчивые ветра — всё это не раз становилось причиной кораблекрушений. И маяки ставили именно там, где катастрофы происходили чаще всего, чтобы предупредить об опасности, указать путь, спасти от смерти. И даже сейчас, в век высоких технологий, море остаётся грозной своенравной стихией, ежегодно уносящей человеческие жизни.

Поэтому в настоящее время значение маяка-ветерана возрастает. Он вновь становится важным навигационным ориентиром при плавании на подходе к морскому каналу и основному судопропускному сооружению защитной дамбы. Несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остаётся важнейшим средством ориентации. Приборы могут отказать, а огонь маяка виден за 19 миль. На его траверзе начинается Большой Кронштадтский рейд, ведущий в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Люди неморских профессий проявляют всё больше интереса к маякам, поскольку видят в них не только инженерные сооружения, но и архитектурно-исторические памятники. А для моряков же башня, увенчанная сигнальным огнём, была и остаётся символом надежды, морской святыни.

Маяк — что может быть романтичнее? Маякам посвящают стихи и прозу, о них снимают фильмы и пишут картины. Насколько романтична жизнь на маяке в реальной жизни, мы отправились обсудить со смотрителями.

Прежде всего, необходимо отметить, что «Толбухин» — это закрытый военный стратегический объект. Его посещение без специального разрешения строго запрещено. Территория охраняется собаками. И если Фрам выглядит добродушным (а разве может по-другому выглядеть пёс, которого назвали в честь Макса Фрая?), то к чистокровному немцу Боре (полное имя трудновоспроизводимое) страшно подходить, даже когда он надёжно заперт в клетке.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

В последние годы на «Толбухине» начальниками маяка были:

  • с ноября 1990 по сентябрь 2010 — Александр Олегович Козлов,
  • с 1октября 2010 по март 2014 — Александр Иванович Дуплищев.

С 2014 г. по настоящее время на «Толбухине» живут и работают три человека: начальник маяка Николай Васильевич Силантьев и два техника: Людмила Силантьева (супруга) и Константин Матвеев (сын Людмилы). По штату положен ещё один техник, но трудности пребывания на посту не всем даются. Например, Роман смог продержаться восемь месяцев, а до него Валерий — всего три.

Одной из их обязанностей является ведение вахтенного журнала, куда записываются все события, пусть даже незначительные. Прибытие на остров нового человека тоже отмечается в журнале.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

В сопровождении Константина проходим в башню через ту самую галерею, построенную в 1833 г.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Прежде всего обращает на себя внимание лестница — она не винтовая каменная или железная, как на многих маяках, а деревянная.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Также бросается в глаза толщина стен.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

В 1898 г. в Кронштадте проходили первые успешные испытания радиосвязи. Но прошло немало времени, прежде чем радиопередатчики появились на всех кораблях и позволили им ориентироваться в любую погоду. А до изобретения радио найти маяк в тумане можно было по звуку его колокола. На «Толбухине» его сохранили как часть истории.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Рядом красуются солнечные батареи, ждущие своего подключения.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Старая линза давно снята. Её части лежат на балконе.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Вместо неё установлены светодиодные лампы.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Маячники должны поддерживать чистоту стёкол, чтобы свет был хорошо виден.

На маяк Толбухин открыта вакансия смотрителя. Рассказываем, что случилось с предыдущим и условия работы.

Заключение

Жизнь смотрителя маяка в чём-то схожа с жизнью отшельника или монаха. Кстати, в фильме «Маяки Ленинградской области» утверждается, что в Императорской России все маяки освящались, а над фонарными помещениями устанавливали православные кресты. Их ставили особым образом, т.к. кресты ещё служили и навигационным ориентиром. Эта традиция ушла в прошлое. Но в образе маяка, который оберегает своим светом жизни моряков, действительно есть что-то священное…

Журналист и эксперт по теме Реновации в Москве.