Часто задаваемые вопросы по проекту «Московских центральных диаметров»

Почему проект назвали «Московские центральные диаметры»?

Название проекта «Московские центральные диаметры» (МЦД) было определено в рамках единой концепции наземного железнодорожного транспорта и по аналогии с проектом «Московское центральное кольцо» (МЦК). На МЦД будут реализованы все пассажирские сервисы и услуги, которые доступны пассажирам МЦК и столичного метрополитена. В том числе будет разработана единая билетная система и единая навигационная система.

Кроме того, по МЦД будут курсировать новые современные поезда «Иволга», по качеству перевозок и уровню сервиса не уступающие поездам метрополитена и Московского центрального кольца. Аббревиатура «МЦД» отражает в себе особенности диаметрального движения нового вида городского транспорта, она была выбрана совместным решением Правительства Москвы, Правительства Московской области и ОАО «РЖД».

Сколько маршрутов будет на МЦД? Как они будут проходить?

В рамках проекта МЦД планируется запустить пять сквозных маршрутов. Запуск первых диаметров запланирован на конец 2019 – начало 2020 года. Первыми откроются МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Реализацию проекта начинают с данных направлений, так как именно они на сегодняшний день являются самыми востребованными.

После запуска первых двух диаметров планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», МЦД-4 «Киевско-Горьковский» и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий». Все три сейчас находятся на этапе проектирования, в ходе этой работы маршруты могут быть изменены.

Сколько будет стоить проезд на МЦД? Будет ли бесплатная пересадка на метро и МЦК?

Разовая поездка на МЦД по Москве в пределах «Центральной» зоны (в пределах станций Марк – Сетунь, Волоколамская – Остафьево) по билету «Кошелек» обойдется в 38 рублей.

В зоне «Пригород» (за пределами станций Марк – Сетунь, Волоколамская – Остафьево и до конечных станций МЦД Одинцово – Лобня, Нахабино – Подольск) разовая поездка будет стоить 45 рублей.
За границами МЦД начинается «Дальняя» зона. Если пассажир едет со станций, находящихся за границами МЦД, то стоимость поездки складывается из двух составляющих: действующий билет на электричку (23 рубля за каждую зону до границ МЦД) и 45 рублей.

Пересадка на метро и Московское центральное кольцо будет бесплатна для пассажиров МЦД всех зон, при оплате поездки билетом «Кошелек» карты «Тройка». Для получения бесплатной пересадки необходимо валидировать транспортную карту как на входе, так и на выходе с диаметров.

Справится ли поезд «Иволга» с пассажиропотоком, ведь вагонов в ней меньше, чем в старых электричках?

С вводом МЦД в поездах станет свободнее благодаря целому ряду факторов. Во-первых, пассажирам больше не придется подстраиваться под расписание и приходить на станцию к конкретному времени, так как теперь поезда будут курсировать в тактовом режиме. Во-вторых, будет сокращен интервал движения поездов до 5-6 минут в часы пик. Диаметры будут работать по графику метрополитена: с 5:30 до 1:00.

С вводом МЦД жители областных городов смогут экономить время в пути почти в два раза. Сейчас большинство пассажиров пригородных электричек строят свой путь «до вокзала», в то время как маршруты диаметров пройдут сквозь всю Москву. После запуска МЦД пассажирам будет гораздо проще построить быстрый маршрут, а удобные пересадки на метро и МЦК сделают дорогу комфортнее. Кроме того, стоит отметить, что с запуском сквозных маршрутов жители областных городов получат транспорт нового уровня, обладающий всеми пассажирскими сервисами.

Отсутствие тамбуров увеличивает пространство в салоне, а за счет широких входных дверей пассажиры смогут быстрее зайти в вагон и выйти из него, не мешая друг другу. Один поезд «Иволга» сможет перевозить до 2000 пассажиров.

Почему сиденья в «Иволге» расположены «лицом к лицу»?

Новый поезд «Иволга», который будет курсировать по первым двум диаметрам, спроектирован и создан в России, при этом он обладает высоким уровнем пассажирских сервисов и не уступает лучшим мировым аналогам. При разработке дизайна поезда «Иволга», и при решении вопроса расположения сидений, акцент был сделан на создание единого светлого пространства.

Встречное расположение кресел признано оптимальным для современного городского транспорта и наиболее практичным для непродолжительных поездок. Такая рассадка пассажиров увеличивает количество свободного места в вагонах и позволяет большему количеству человек расположиться в салоне с комфортом.

Будет ли бесплатным провоз велосипедов в поезде?

Для удобства пассажиров МЦД поезда «Иволга» будут оборудованы креплениями для велосипедов, которые будут расположены в головных вагонах состава – по четыре в каждом. Провозить велосипед на МЦД можно будет бесплатно.

Будут ли МЦД нанесены на карту метро?

Маршруты первых двух линий Московских центральных диаметров (МЦД) планируется нанести на карты столичного метрополитена уже в конце 2019 – начале 2020 гг., к запуску первых двух сквозных маршрутов. Так как МЦД станет новым наземным метро с единым уровнем сервиса, билетной системой и графиком работы, для удобства пассажиров обновленные схемы появятся и в вагонах, и в вестибюлях станций метрополитена. К запуску сквозных маршрутов обновят навигацию в метро, в том числе путевые полосы и разводящие указатели.

Всего будет заменено более 60 тыс. элементов на станциях и в поездах. Также планируется обновить навигацию на автобусных остановках и на городских указателях. При изображении диаметров будут придерживаться принципа нумерации. Сейчас ведется разработка единого стиля Московских центральных диаметров, который будет включать в себя цвета линий. Линии МЦД появятся не только на схеме метро, но и на схеме пригородных электричек. Важно учитывать, что МЦД хоть и станут новым видом транспорта, но при этом они будут органично вписаны в общую транспортную систему Москвы и области. Именно поэтому при визуализации сквозных маршрутов на навигации важно выполнить две задачи: показать единство транспортной системы и при этом сделать так, чтобы пассажиры привыкли к обозначению линий МЦД на картах.

Также изображение линий диаметров появится в мобильном приложении «Метро Москвы». Это будет сделано для того, чтобы пассажиры могли построить свой идеальный маршрут с учетом линий нового наземного метро рассчитать, сколько времени займет путь с учетом МЦД и увидеть, какие новые пересадки станут доступны после запуска сквозных маршрутов.

Будут ли построены отдельные пути для МЦД?

Проект Московских центральных диаметров реализуется уже на существующей железнодорожной инфраструктуре. Но для того, чтобы поезда МЦД могли курсировать в тактовом режиме и с интервалом 5-6 минут в часы пик, будут строиться дополнительные пути. Увеличение количества железнодорожных путей также необходимо для того, чтобы после запуска МЦД обеспечить бесперебойное движение поездов дальнего следования, грузовых поездов и пригородных электричек.

Что будет с электричками из дальнего пригорода после запуска МЦД, изменится ли расписание их движения?

Задача Московских центральных диаметров – стать не просто составной частью существующей транспортной системы, но и качественно улучшить ее. Объемы движения на пригородном железнодорожном транспорте вне границ МЦД будут сохранены, а на маршрутах диаметров они будут только увеличены, особенно в часы пик. Именно для того, чтобы не уменьшать количество пригородных электричек, грузовых составов и поездов дальнего следования, и ведется реконструкция железнодорожной сети на линиях будущих МЦД-1 и МЦД-2, в том числе строятся новые железнодорожные пути.

Какие мировые аналоги есть у МЦД?

При разработке проекта Московских центральных диаметров был учтен аналогичный успешный международный опыт. Идея связать железнодорожные пути и создать из них диаметральные маршруты была реализована во Франции и в Германии. В 1965 году власти Франции утвердили план по прокладке «наземного метро» RER. Сегодня оно связывает тупиковые участки пригорода с центром французской столицы на платформе Шатле – Ле-Аль.

В результате в Париже удалось создать один из самых крупных пересадочных в мире узлов с пересечением пяти станций. Аналогичная система сейчас функционирует и в Берлине. Железнодорожная система S-Bahn связывает пригород с центром, при этом поезда курсируют с интервалами от 5 до 15 минут.

Журналист и эксперт по теме Реновации в Москве.